Знаете ли вы, что в настоящее время около 85% стоимости американского фондового рынка S&P 500 приходится на нематериальные активы, а 40 лет назад нематериальные активы составляли менее 20%? Аналогичная тенденция наблюдается по всему миру. Большинство предприятий не признают свои нематериальные активы в своих балансах, отсюда и разница между стоимостью рыночной капитализации листинговой компании и ее чистыми активами. Учитывая их вклад в общую стоимость многих предприятий, крайне важно правильно делать оценку интеллектуальной собственности, если вы собираетесь правильно оценивать бизнес и организацию, ведущую бизнес.
Нематериальные активы состоят из идентифицируемых (интеллектуальная собственность) и неидентифицируемых (гудвил).
Традиционно нематериальные активы относятся к широкому понятию гудвила, а не конкретно для определения и оценки отдельных компонентов. Причины для определения долларовой стоимости отдельных элементов ИС включают:
- понимание драйверов бизнеса
- надежные финансовые вложения
- установить размер ущерба, чтобы искать нарушения прав интеллектуальной собственности
- соответствовать требованиям юридических и бухгалтерских стандартов
- выполнять налоговые обязательства, например, в случае реструктуризации
- потенциальная продажа / покупка отдельного объекта ИС
К отдельным объектам интеллектуальной собственности (ИС) относятся:
- патенты
- авторские права
- товарные знаки и брендинг
- соглашения
- лицензии
- цитаты
- основная технология
- списки клиентов
- системы, процессы и формулы / конфиденциальная информация
- разрешения регулирующих органов
- данные
- конструкции
- программный код
Чтобы оценить объект IP, он должен быть:
- отдельно идентифицируемый
- защищен (или может быть)
- передаваемый (если оценивается отдельно)
- стойкий
ИС обычно оценивается в соответствии со стандартом рыночной стоимости, т. е. Предполагаемая сумма за предмет должна быть обменена на дату оценки между желающим покупателем и желающим продавцом в рамках коммерческой сделки после надлежащего маркетинга, и каждая из сторон действовала осознанно, расчетливо и без принуждения.
Есть 3 основных шага к оценке интеллектуальной собственности:
- Определите источник IP
- Определите ключевые преимущества, связанные с IP
- Выберите наиболее подходящий подход
IP обычно оценивается по одной из следующих методологий:
- стоимость производства / стоимость замены
- на основе прибыли (капитализация прибыли, полученной от IP, стоимость потока роялти, которая может быть получена в результате лицензирования права на использование IP)
- рыночный подход (сопоставимые сделки)
Поэтому варианты методологии оценки не отличаются от тех, которые используются при оценке бизнеса в целом.
При оценке ИС часто возникают следующие вопросы:
- Какие затраты были затрачены на разработку ИС и были ли эти затраты разумными?
- Насколько идентифицируется IP?
- Является ли ИС разработанной и автономной (например, программное обеспечение)
- Какие денежные потоки связаны с IP?
- Каковы будущие денежные потоки?
- Можно ли напрямую отнести денежные потоки к ИП?
- Каковы будут роялти от лицензирования интеллектуальной собственности?
- Есть ли рынок для продажи ИС?
- Каковы сильные стороны и срок службы объекта интеллектуальной собственности?
Затраты, прибыль и рыночный подход имеют свои преимущества и недостатки. Стоимость может быть легко определена, но она может не отражать истинную экономическую ценность. Несмотря на то, что методики оценки прибыли и рынка могут более точно определять экономическую ценность, их обычно труднее определить из-за отсутствия данных и во многих случаях они полагаются на субъективные суждения оценщика.